Одним из старейших, священных праздников северных народов считается Медвежий праздник у ханты и манси. Обряд этот проводится зимой, каждый год в течение 7 лет с дальнейшем перерывом на 7 лет. Продолжительность празднования раньше зависела от того, насколько быстро стекался народ в село. Праздник отмечали по несколько дней в каждом зимнем месяце. С приходом весны обряд заканчивался в ночь перед первым полнолунием.
Празник начинали с охоты на медведя. Ханты и манси верили, что в виде медведя к ним приходят в гости умершие родственники и поэтому забирали тушу в дом. Из него делают чуело и относятся к нему как к дорогому гостю. Главным героем на празднике был человек в медвежьей шкуре.
Обряд состоял из 2-х частей, первая включала в себя гадания, танцы, песни, театральные сценки и сказания о медведе. Вторая «священная» часть состояла из танцев мужчин с мечами и саблями, а также в масках из коры дерева, в костюмах петуха, цапли, журавля и других птиц. Все ритуальные предметы из года в год бережно хранились в специальном сарае.
В последнюю ночь разыгрывали представление на котором участники праздника танцевали изображая из себя главных духов. Главным был — Большой дух и Медведь, на которого нападали комары, ворон, филин и огненная лиса. Лису играл мужчина в зимней одежде с соломенным хвостом, который потом поджигали как символ очищения.
Последним эпизодом сценки был приход лесных духов за своими жертвами, которые представляли собой две деревянные фигурки мужчины и женщины. Их забирали в тайное место и сжигали.
Сейчас ханты и манси уже не охотятся на медведей и современный праздник представляет собой театр, где почти все роли в спектакле исполняют куклы под аккомпанемент музыкального струнного инструмента — сангультапа, формой напоминающий гусли Садко. Сценки носят поучительный характер. Куклы изображают лентяев, трусов, воров, обманщиков и хвастунов, но главным героем остается священное для народа животное — медведь.